г. Москва, ул. Волокамское Шоссе, д.14

Тел.:+7(906) 799-00-45Отправить сообщение

Углублённая резьба

Углубленной обычно называют такую резьбу по дереву, в которой либо контур рисунка углубляется в поверхность материала (контурная резьба), либо, наоборот, сам рисунок заглубляется в поверхность – геометрическая резьба.

Это одна из самых простых по технике работы видов резьб. Особенностью данного вида обработки дерева является отсутствие заметной разницы в высоте между орнаментом и фоном. Сам же рисунок может быть разным, как предельно простым, так и достаточно сложным.

Контурные орнаменты

Контурную обработку выполняют четко по линиям орнамента канавкой треугольного или полукруглого сечения. В первом случае в качестве инструмента используют нож-косяк, причем канавку режут в два приема – подрезание и вырезание. Такая канавка может быть также вырезана угловой стамеской, а полукруглая – полукруглой же стамеской.

Для прорезания кривых линий может использоваться как нож (резец), так и стамеска.

Геометрические орнаменты

Для выемчатой же резьбы используется фактически только один инструмент – нож (резак). Технология проста – если предполагается сделать треугольную выемку, то накалывание происходит от центра к трем вершинам треугольника, для четырехугольной выемки – в четыре стороны. Далее производится подрезание наколотых участков дерева.

Схожая технология используется при скобчатом (ногтевидном) базовом элементе рисунка, только в качестве инструмента используется не обычный нож, а заоваленный или полукруглая стамеска.

Именно сочетанием контурной и геометрической резьбы оформлялись древнейшие известные русские работы по дереву. На рисунке представлен фрагмент старинной прялки, выполненный в такой технике.

На фотографии ниже показан современный образец геометрической резьбы.

Особенности работы с деревом

Обычно контурные и геометрические орнаменты выполняются на дереве без явно выраженной текстуры, однотонном. Практически идеальным материалом в данном случае является липа. Однако при работе по мягкому дереву возникает опасность скола материала или его повреждений уже после окончания работ. Поэтому «опасные» места рисунка, например, точки схождения «сияний» или линий розеток рекомендуется перед нанесением защитного покрытия укреплять специальным клеем – столярным или на химической основе, например, клеем «Момент». Под лакировкой такое покрытие незаметно.