г. Москва, ул. Волокамское Шоссе, д.14

Тел.:+7(906) 799-00-45Отправить сообщение

Техника «паргори»

Разновидности резьбы в Средней Азии

Среднеазиатское искусство обработки дерева включает в себя множество различных стилей и направлений, часть из которых имеет очень малое распространение и едва ли известна за пределами своего региона. Однако некоторые виды работ гораздо более популярны. К ним можно отнести резьбу по дереву «ислими», «паргори» и «багдади».

При этом данные стили относятся по своему исполнению и орнаменту к разным разновидностям работы по дереву. «Ислими» представляет собой углубленную резьбу, причем иногда не одно-, а двух- или трехплановую. «Багдади» относится к простой геометрической резьбе, имеет вид трехранно-выемчатый.

Третья разновидность, «паргори», может быть отнесена как к плоскорельефной, так и к контурной резьбе. Характерной особенностью стиля является сочетание прямых и круговых линий, размечаемых с помощью линейки и циркуля «паргора», который и дал название стилю.

Традиционные орнаменты

Орнамент при этом раппортный (повторяющийся), достаточно мелкий. Техника выполнения резьбы в стиле «паргори» обычно одна и та же – рисунок переносится на поверхность материала припорашиванием или размечается по месту и вырезается по контуру стамесками различной кривизны и размера.

Основу рисунка составляют круги, квадраты и треугольники, многократно переплетающиеся или вписанные друг в друга.

Особенности стиля

Фон при этом образуется за счет участков между канавками узоров, покрытых мелкой насечкой или наколкой, выполняемых с помощью специального пуансона. Сочетание таких матовых из-за наколки и гладких полированных участков и дает особый вид изделия. Еще одной особенностью «паргори» является то, что резьбой покрывается все изделие, а не только его участок.

В одном изделии может сочетаться применение всех трех или только двух видов техник, например, основной рисунок в виде медальона, выполненный в технике «ислими» и его обрамление, сделанное в технике «багдади».

Для работ в технике «паргори», как и в других видах резьб Средней Азии, используются характерные для этой местности породы деревьев – карагач, орех, тутовник, вяз, тополь, чинара. Иногда применялся и дуб, но сравнительно редко. Перед использованием дерево проходило длительную выдержку, сушку и иногда вылеживалось в земле. Окончательным этапом работ служило вскрытие готовых изделий прозрачным или слабо тонированным лаком.