г. Москва, ул. Волокамское Шоссе, д.14

Тел.:+7(906) 799-00-45Отправить сообщение

Техника изготовления деревянной скульптуры

Скульптурная резьба – один из самых сложных видов работ по дереву. Резчик должен уметь «увидеть» будущую фигуру в куске дерева и убрать все лишнее, освобождая скульптурный замысел. Однако есть ряд приемов, облегчающих работу мастера.

Первый этап работы является подготовительным. На нем продумывается идея скульптуры, делаются эскизы (степень их проработки зависит от того, насколько мастер представляет себе будущее изделие) и модели. Последние удобно изготавливаться из глины (полимерных масс для лепки) или пластилина.

Вторым этапом является выбор дерева и его предварительная разметка. Для изделий с крупными деталями и обилием гладких поверхностей лучше выбирать дерево с богатой текстурой, для скульптуры с большим количеством мелких деталей желательно выбрать древесину с однородной текстурой. Твердость дерева выбирается в соответствии с пожеланиями мастера – мягкие породы (липа, береза, ольха) легче поддаются обработке, но хуже переносят испытание временем, твердые же породы более прочны, но и более сложны в работе.

После разметки заготовку опиливают с использованием пилы со средним зубом (циркулярной пилы, болгарки или другого электромеханического инструмента). При разметке желательно использовать уровень, линейку и штангенциркуль. Линии разметки проводятся карандашом или маркером. При разметке ОБЯЗАТЕЛЬНО наносятся линии симметрии фигуры.

Грубая зарубка заготовки может также производиться топором (плотницким полутопориком), теслом и ножом – в зависимости от размеров заготовки. При работе топором или другим крупным инструментом обязательно оставляется припуск древесины. Желательно соблюдать параллельность основных плоскостей эскиза.

Далее идет вырубка на четыре грани – обработка по четырем основным плоскостям (фронтальная, тыльная, правая и левая) последовательно, уточняется контуры модели, выбираются большие участки древесины – например, между отведенной рукой и туловищем человека.

Следующий этап – вырубка на восемь граней. Здесь срезаются углы «полуквадратной» заготовки, уточняется положение отдельных частей скульптуры, ее контуры. Без мелких деталей основная идея уже прорисовывается.

Далее следует округление заготовки – при этом все грани (если это не предусмотрено замыслом) окончательно убираются, контуры «вылизываются». Стоит заметить, что по мере уточнения контуров скульптуры меняется размер инструмента – чем более мелкие детали вырезаются, тем более малый применяется инструмент. На этапе округления, например, удобнее всего работать мелкими стамесками с различным радиусом кривизны, мелкими же резцами и ножами.

Дальнейшая обработка идет в виде шлифовки – если это нужно по замыслу резчика.

Последним этапом является пропитка и поверхностная отделка (лак, морилка, восковая мастика, масло).

В статье использованы фото работы и рекомендации резчика Анны Дарбиньян.