г. Москва, ул. Волокамское Шоссе, д.14

Тел.:+7(906) 799-00-45Отправить сообщение

Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба получила свое название от усадьбы Абрамцево (г. Хотьково Московской области) возле деревни Кудрино. Этот стиль резьбы по дереву появился в конце девятнадцатого века как развитие местных традиций работ по отделке древесины.

Особенности стиля

Данная разновидность резьбы относится к плоско-рельефной или подушечно-рельефной (зависит от техники выполнения). Основным элементом рисунка являются изогнутые, переходящие один в другой растительные и животные орнаменты.

Украшаются такой резьбой в основном бытовые изделия.

Главной особенностью является невысокий, на одном уровне рельеф, фон же может либо выбираться полностью, либо частично – при этом рисунок «заоваливается».

Технология производства

Начальным этапом работы является перенесение рисунка на подготовленное (с помощью столярной, токарной, строгальной и других видов механообработки) изделие. Обычно это делается с помощью копирки.

Первая стадия работы – наколка. При этом снимаются участки дерева по контуру рисунка, работа выполняется полукруглой стамеской (или несколькими разной ширины и радиуса). При этом контур узора получается «рваным», состоящим из некоторого количества полукруглых, ногтевидных кромок.

Это исправляется на следующем этапе – подрезке. Фон выбирается либо ножом (например, богородским), либо теми же стамесками. При этом полученные кромки сглаживают, превращая несколько ногтевидных резов в изогнутую гладкую линию. На этом же этапе убираются все заусенцы, обрывки волокон и другой «мусор», получившийся в результате наколки узора. Если в сложных местах орнамент не получилось прорезать стамеской, он дорезается ножом.

Далее идет снятие фасок. Чем больше их будет, тем более выпуклым и ярким будет узор. Наилучшим вариантом является фаска, снятая полностью по всему контуру элемента рисунка (листика или завитка). Здесь же убираются все мелкие огрехи работы, удаляются острые ребра и углы, резьба как бы сглаживается, закругляется.

Последним этапом является насечка – тонкие резы на выпуклых поверхностях, которые придают рисунку завершенность и увеличивают его рельефность. Это могут быть прожилки на листьях и лепестках, сетка на сердцевине цветка.

Эту часть работы, как и предыдущую (снятие фасок) выполняют ножом, но иногда используются самые мелкие полукруглые стамески для ногтевидных насечек.

Окончательная обработка состоит в шлифовке (ошкуривании), тонировке и нанесении защитного покрытия. Шлифование выполняется наждачной бумагой, для тонировки используется морилка разных цветов, обычно коричневой гаммы (для имитации благородных сортов дерева), в качестве защитного покрытия используется воск или лак. Интересный эффект получается при тонировке всей поверхности темной морилкой, последующей повторной шлифовке выступающих элементов узора (для их высветления) и покрытии лаком только выступающих частей орнамента.

В качестве иллюстративного материала к этапам выполнения работ были использованы фотографии мастера-резчика Ольги Кореневской (на фото).